Shapka17

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта основной (5-9 кл.)школы – итоги курсов

24.04.2012

Учебным центром «Методист» были проведены курсы по теме: «Деятельность педагогических коллективов школ по реализации Федерального государственного образовательного стандарта основной (5-9 кл.) школы», которые прошли с 09.04.2012г. по 14.04.2012 г.

01 (1)С сентября 2011 года вся начальная школа России перешла на новые стандарты, но при каких условиях возможен переход к ФГОС основной школы (5–9 кл.)? Очевидным становится, что новая система организации образовательного процесса способна осуществиться при включении всей школьной команды в разработку рабочей программы. Перед образовательным учреждением стоит задача составления такой программы, которая бы помогла учителю, ученику, родителям, широкой общественности.

Именно на разрешение этих проблем направлено содержание наших курсов, включающее такие темы, как: «Управление проектами введения ФГОС», «Практика внедрения ФГОС в образовательный процесс», «Использование тестовых материалов ГИА и ЕГЭ при внедрении ФГОС основной школы», «Организация мониторинга учебных достижений учащихся с использованием тестовых технологий в условиях новых ФГОСов», «Разработка комплексного проектирования проекта введения ФГОС (основной школы) и механизмов его реализации», «Особенности работы учителя по реализации требований ФГОС (основной школы) и Р.П.У.», «Особенности современного урока в соответствии с требованиями ФГОС», «Читательская компетенция как метапредметный образовательный результат ФГОС», «Использование цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе. Интерактивный УМК «Школа Бином» и др.

В процессе курсов было организовано посещение московских учебных заведений, с которыми непосредственно сотрудничает «Учебный центр «Методист»: гимназия №1552, Центр образования №627, гимназия №1265, школа №1243. Основной темой для обсуждения стал «Деятельностный подход в обучении как одна из важнейших составляющих внедрения ФГОС в практику школы». Открытые уроки, фрагменты внеурочной деятельности, заседания дискуссионного клуба подтвердили стремление и готовность педагогов к реализации принципов образовательного стандарта нового поколения. 02 (1)Для проведения курсов привлекались лучшие лекторы со своими нетрадиционными подходами: Никитин Э.М., д.п.н., профессор, президент АПК и ППРО; Пентин А.Ю., к.ф.-м.н., доцент., зав.кафедрой естественно-математического образования АПК и ППРО; Немова Н.В. к.п.н., доцент кафедры теории и практикиуправленческой деятельности в образовании АПК и ППРО; Юдин В.В., д.п.н., профессор, нач-к Управления менеджмента качества Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д.Ушинского; Иоффе А.Н., д.п.н., доцент кафедры методики преподавания истории, социально-политических дисциплин и права АПК и ППРО; представители Издательств «Вентана-Граф», «Дрофа», «Просвещение», «Национальное образование», «Легион» и др.

03 (1)В рамках проведения курсов организована встреча с президентом АПК и ППРО Никитиным Э.М. Участники встречи в обсуждении рассказали о своих школах, о проблемах, с которыми сталкивается учитель. Некоторые обратились с пожеланиями организации обучения у себя в регионах.В течение всей курсовой подготовки занятия строились таким образом, чтобы после прохождения курсов учителя умели составлять и защищать свою собственную рабочую программу. Активно использовались новые формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность, и диалог, предлагающий свободный обмен мнениями, повышение их компетенции.

Итогом курсов стала защита проектов. Школьная команда из Воронежской области защищала проект по теме: «Создание системы формирования и развития универсальных учебных действий учащихся». Представители этой командыотметили, что, благодаря полученным знаниям на курсах, учитель научился самостоятельно составлять свою индивидуальную программу по конкретному предмету. С проектом «Внедрение ФГОС в образовательный процесс» выступили Гулякова Н.С., Казнина А.И. – методисты Городского информационно- методического центра г.Владимира. Ими высказано следующее: «Во время курсов нам было предложено познакомиться с практикой внедрения стандарта нового поколения в образовательный процесс. Для нас, методистов, в выступлении Зандман Р.И. (почетный работник Образования, учитель русского языка и литературы гимназии №1512 г.Москвы) особенно интересным стал практический материал, касающийся структуры и анализа современного урока с позиции ФГОС, подходы к организации деятельности педагога, реализующего идеи стандарта нового поколения. Благодаря курсам мы имеем возможность осуществлять методическое сопровождение внедрения ФГОС основного общего образования системно, с использованием интерактивных форм организации работы профессиональных объединений педагогов, тем самым способствуя совершенствованию их профессионального мастерства и повышению уровня квалификации…»

Занятия чередовались с культурной программой. Была организована экскурсия по вечерней Москве, посещение театров. Товарищеский ужин объединил 24 региона Российской Федерации, на котором коллеги выступали, делились своими впечатлениями.

По окончании курсов каждый слушатель получил диск с презентациями по 04 всей работе школьных команд, методические разработки издательств «Вентана-Граф», «Дрофа», «Просвещение», «Национальное образование» и «Легион». Некоторые директора общеобразовательных учреждений высказали свою заинтересованность в повышении квалификации (по внедрению ФГОС основной школы) методистов, преподавателей своей школы. Интерес к нашим курсам проявили руководители управления департамента образования, методических служб. Так, Ковальчук Н.М., Кириллова Н.М., представители БУ ДПО «Института развития образования» ХМАО-Югры, отметили высокий уровень курсовой подготовки, возможность оказания практической помощи учителю в реализации государственного образовательного стандарта, в составлении рабочей учебной программы по предмету. Они выразили желание направить учителей из своего региона на наши курсы по данной теме. Кроме получения навыков работы с основной образовательной программой школы, рабочей программы учителя, основными требованиями ФГОС и др. теоретическими и практическими заданиями, каждый слушатель получил возможность познакомиться с реальной работой учителя-предметника в школах города Москвы. Таким образом, главной составляющей прошедших курсов стала возможность под руководством опытных инструкторов-педагогов и в содружестве с учителями московских школ изучить, разработать и защитить свой собственный проект, убедиться в возможности его дальнейшего развития, а также сравнить свою работу с проектами коллег-слушателей. Это и было основной целью проекта УЦ «Методист». Проект развивается!


5565