Shapka17

 

Завершен 1-й этап очного обучения. Подведены итоги заочного этапа.

Профессиональный стандарт педагога

В период со 02 декабря по 08 декабря 2014г. Учебным центром «Методист» для регионов России были проведены курсы повышения квалификации.

Шестой этап благотворительного проекта «Поддержка системы повышения квалификации учителей средних школ в целевых регионах» был направлен на реализацию программы по проблеме: «Управление внедрением Профессионального стандарта педагога в практику школы: ресурсы и резервы».

Каждый предыдущий этап всего проекта был нацелен на реализацию конкретных проблем, связанных с введением федерального государственного образовательного стандарта в образовательной организации. Содержание тем позволил охватить наиболее важные вопросы, решение которых позволило бы руководителю, заместителю руководителя, педагогу выстраивать образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС. В рамках основного проекта с 2009 года нами были предложены темы: «Внедрение инновационных образовательныхпрограмм в практику школы», «Технология работы с одаренными учащимися»Тьюторское сопровождение деятельности педагогов образовательного учреждения по выявлению и поддержке одаренных учащихся» «Деятельность школьных команд по реализации Федерального государственного образовательного стандарта основной (5-9кл.) школы». «Управление введением Федерального государственного образовательного стандарта в старшей школе».

В шестом этапе по теме: «Управление внедрением Профессионального стандарта педагога в практику школы: ресурсы и резервы» приняли участие директора и заместители директоров следующих регионов: Приморский край, Краснодарский край, Новосибирская область, Калининградская область, Ленинградская область, Республика Мордовия.

Главная цель программы – Освоение современных концепций и технологий управления образовательным процессом и образовательной организацией в свете требований федеральных государственных образовательных стандартов. Формирование и совершенствование профессиональных компетенций педагога в области структуры образования в рамках реализации ФГОС.  Методическое обеспечение эффективности образовательного процесса

1

Привлекались лучшие лекторы со своими авторскими разработками в конкретной теме. Затрагивались такие вопросы, как: Управление воспитательным процессом в условиях реализации ФГОС и Профессионального стандарта педагога. Нормативно-правовое обеспечение воспитательного процесса. Мотивационно-целевая функция в управлении качеством воспитательного процесса. Внутришкольная система оценки качества образования как ресурс реализации требований федерального государственного образовательного стандарта и Профессионального стандарта педагога к качеству образовательного процесса. Ресурсы реализации требований ФГОС к профессиональной компетентности учителя-предметника. Требования к предметно-пространственной среде в условиях реализации ФГОС ОО. Возможности и готовность современных образовательных организаций к трансформации предметно-пространственной среды. Содержание и условия осуществления учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся. Методы стимулирования творчества. Планирование образовательной деятельности на комплексно-тематической основе ОО.

22

На базе ГБОУ школы №2095 «Покровский квартал», ГБОУ лицей №1535 в рамках курсов для слушателей были организованыстажировочные площадки.На представленных интегрированных урокахпедагогический коллектив продемонстрировал свои интересные методы и формы работы с детьми.Программа предусматривала проведение семинаров по темам: «Внутришкольные ресурсы реализации требований ФГОС к качеству образовательного процесса», «Профессиональный стандарт учителя».

222

Для создания творческой атмосферы организовывалась Культурная программа — «Вечерняя Москва», посещение театров г.Москвы.

Итог курсовой подготовки — защита проектов. Слушатели подготовили и представили презентации, которые в дальнейшем обсуждались всеми присутствующими. Галеева Наталья Львовна, профессор кафедры управления образовательными системами ФГБОУ ВПО МПГУ, подвела итоги,дала рекомендательную оценку представленному материалу. По мнению Галеевой Н.Л. ключевым моментом озвученной темы курсов является мотивированность, которая определяет внутренний ресурс успехаобразовательной организации и педагога.

33

Подведены итоги заочного этапа

Второй этап программы (15.12.2014г. – 10.02.2015г.) нацелен на расширение возможностей передачи полученной информации на местах. Представители регионов, прошедшие подготовку в учебном центре «Методист», провели обучающие семинары в своих образовательных организациях. Итоговый этап предусматривал суммирование и анализ всей проделанной работы,   составление отчетов. С этой целью преподавателями учебного центра «Методист» в регионах проводились итоговые семинары.

Тема Егорычевой И.Д. (доктор психологических наук, практический психолог, консультант, тренер, доцент кафедры социальной психологии Московского психолого-социального института – итоговый семинар   — Республика Мордовия, Калининград): «Учитель и ученик: основы конструктивного взаимодействия» позволила вынести на обсуждение проблемы, связанные не только с необходимостью разрешать трудные локальные ситуации взаимодействия между учителем и учеником, но и   реализовывать задачи, поставленные в ФГОСах.

Были обсуждены следующие вопросы:

• Цели образования на современном этапе развития нашего общества.

• Создание условий для самореализации растущего человека.

• Закономерности психического развития и последствия их недостаточного учета в образовательном процессе.

Мотивы «плохого» поведения детей, их социальные причины, конструктивные стратегии и тактики учителя при взаимодействии с учениками. В ходе работы на семинаре участниками было задано большое количество вопросов, касающихся способов разрешения конкретных конфликтных ситуаций между учителями и детьми разных возрастов; относительно организации внеучебной работы с подростками;   способов налаживания контакта с родителями и др.

333

 

15-16 января 2015г. в г.Владивостоке состоялся семинар «Развитие профессиональной компетентности руководителей и педагогов в сфере воспитания при реализации ФГОС и профстандарта педагога» на базе школы-интерната для одаренных детей Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.

В работе семинара приняло участие 265 педагогических работников г. Артем, Владивосток, Находка, Уссурийск и муниципальных районов Приморского края Дальневосточного федерального округа.

Профессор кафедры управления развитием образовательных систем ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования», заведующий кафедрой воспитательных систем ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления», доктор педагогических наук Нечаев Михаил Петрович, представил к рассмотрению следующие вопросы:

- управление воспитательным процессом в условиях реализации ФГОС и профстандарта педагога;

- нормативно-правовое обеспечение воспитательного процесса;

- содержание профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)»;

- помощь педагогам по осмыслению и доведению их квалификации до уровня требований профессионального стандарта на примере трудовой функции «Воспитательная деятельность»;

- информационно-аналитическая деятельность в управлении качеством воспитательного процесса;

- целеполагание в воспитательном процессе;

- навыки проектирования воспитательной деятельности, организация внеурочной деятельности обучающихся;

- педагогический мониторинг качества воспитания в современной образовательной организации;

- использование в воспитательном процессе коллективных технологий индивидуального воспитания на основе системно-деятельностного подхода.

Участники проведенного семинара в дальнейшем будут осуществлять тьюторскую деятельность по оказанию помощи педагогам Приморского края в развитии профессиональной компетентности на основе требований профстандарта педагога.

4

 

Лектор: Иванова Елена Владимировна провела итоговый семинар в Краснодарском крае (Сочинский центр развития образования) и в Новосибирской области (Образовательный центр «Гимназия «Горностай»). Вопросы, предложенные Еленой Владимировной на обсуждение, вызвали определенный интерес, так как тема была связана с предметно-пространственной средой. Присутствующие имели возможность не только получить информацию в данном направлении, но и высказать свою точку зрения.

Рассматриваемые вопросы:

1.Требования к предметно-пространственной среде в условиях реализации ФГОС

2.Зарубежный и отечественный опыт трансформации и модернизации предметно-пространственной среды образовательной организации

3.Новая среда – новые формы работы и взаимодействия учителя и учеников

4.Возможности и готовность современных образовательных организаций к трансформации предметно-пространственной среды

5.Критерии и принципы построения предметно-пространственной среды в соответствие с ФГОС

Тема 2. Организация и сопровождение проектной и исследовательской деятельности учащихся и воспитанников в образовательной организации на всех ступенях образования

Рассматриваемые вопросы:

• Организация проектной деятельности учащихся.

• Организация исследовательской деятельности.

• Роль учителя в проектной деятельности учащихся.

• Роль воспитателя в организации исследовательской деятельности.

• Методы стимулирования творчества.

Лектор: Никитаева Марина Валентиновна проводила итоговый семинар в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Гатчинская гимназия им.К.Д. Ушинского. Задачей данного мероприятия было познакомить участников образовательного процесса с организацией и сопровождением проектной и исследовательской деятельности учащихся, а также с возможностями проектирования новой предметно-пространственной среды образовательной организации согласно ФГОС ООО.

Рассматриваемые вопросы:

1.Организация проектной деятельности учащихся согласно ФГОС ООО.

2.Классификация учебных исследований.

3.Типы проектов

4.Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся.

5.Задачи проектной деятельности.

6.Методическое планирование проектной деятельности.

7.Роль учителя в проектной деятельности учащихся.

8.Методы стимулирования творчества.

Были выявлены и прошли обсуждения основные трудности при проектировании, с которыми сталкиваются учителя в ходе организации проектной и исследовательской деятельности. Активно обсуждались формы представления результатов проектной деятельности иразные типы сотрудничества. Со слушателями были подробно обсуждены правила оформления постера. Основной акцент поставлен на роли учителя в проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся.

5

Широкий спектр тем представлен Галеевой Натальей Львовной, профессором каф. УОС МПГУ в г.Новосибирске

Тема:«Правовое поле деятельности современного учителя: проблемы и ресурсы»

Были обсуждены подробно ресурсы учителя, реализующего требования ФГОС в соответствии с двумя позициями: требования к компетентности учителя, а также требования к информационно-методическим ресурсам в соответствии с ФГОС. В интерактивном режиме рассматривалось пять объектов управления:

- Объект управления: система оценивания образовательных достижений учащихся;

- Объект управления: урок как социальный проект;

- Объект управления: внеурочная деятельность;

- Объект управления: оснащение кабинета;

- Объект управления: педагогическое взаимодействие

Были даны рекомендации по использованию различных технологий и ресурсного оснащения для реализации требований ФГОС к учителю, вызвавших наибольшие сложности

Тема: «Требования ФГОС и профстандарта педагога к компетентности учителя»

Данная тема была посвящена знакомству слушателей с результатами компетентностного анализа профстандарта педагога с целью выявления каждым из слушателей собственных проблем в реализации требований этого документа.

Тема: «Реализация требований ФГОС и профстандарта педагога к   психолого-педагогической компетентности учителя» посвящена содержанию психолого-педагогической компетентности учителя. Рассматривались возможные проблемы, возникающие при выстраивании сложных заданий с учетом уровня развития внутренних ресурсов самого ученика.

Следующая тема: «Соответствие внутренних ресурсов учебного успеха ученика (по ИСУД) и структуры образовательных результатов (по ФГОС)» дала возможность проектировать вероятные алгоритмы управления деятельностью учеников. Была разработана и апробирована циклограмма мониторинга результативности учебного процесса по параметрам ИСУД ученика, содержащая описание целей, этапов, параметров и методов педагогической диагностики учебного успеха ученика.

Тема: «Требования ФГОС и профстандарта педагога к управленческой компететности учителя» В аудитории были обсуждены основные требования ФГОС и профстандарта к реализации этой компетентности. Слушатели смогли провести первичную самооценку своего уровня управленческойкомпететности. Слушатели познакомились с технологией критериального оценивания образовательных результатов на основе проектирования диагностических работ в формате ФГОС (все слушатели получили памятки с методическими рекомендациями).

Заключительным этапом встречи был тест на тему: «Требования ФГОС и профстандарта педагога к деятельности учителя», который позволил каждому участнику оценить свой собственный потенциал.

Проект, действующий с 2009 года, отражает актуальные задачи современной модели образования. Новая структура стандарта обязывает руководителей, заместителей руководителей, педагогов владеть всеми современными технологиями для выстраивания образовательной деятельности в своей организации. Рост педагогической квалификации и профессионального мастерства происходит интенсивнее, если индивидуальный практический опыт осмысливается и дополняется опытом педагогов-новаторов. Важной составляющей курсов повышения квалификации является обобщение педагогического опыта. Наш авторский коллектив разрабатывает каждую последующую программу с учетом всех требований Федерального государственного образовательного стандарта. Основная цель наших курсов повышения квалификации состоит в том, чтобы установить соответствие между уровнем готовности к реализации задач, стоящих перед школой, постоянно растущими социальными требованиями и уровнем современных научных знаний, составляющих основу образовательного процесса.

5565